군사 검토

어뢰정-프로젝트 1388NZT

10
어뢰정-프로젝트 1388NZT
Проектное изображение головного катера пр. 1388НЗТ


В рамках обширной программы обновления вспомогательного 함대 ВМФ осуществляется строительство различных судов, в т.ч. катеров-торпедоловов. Уже достроен головной катер нового пр. 1388НЗТ, и в ближайшее время начнутся его ходовые испытания. В следующем году катер примут в состав флота, а затем появится вторая единица того же типа.

진행중인 작업


Государственный контракт на строительство двух перспективных катеров-торпедоловов был подписан в 2015 г. Исполнителем было выбрано предприятие «Сокольская судоверфь» (р.п. Сокольское, Нижегородская область). В первых сообщениях фигурировали катера «на базе пр. 1388НЗ». Позже стало известно, что такой проект получил обозначение «1388НЗТ».

Организация-разработчик проекта не уточнялась. Следует напомнить, что базовый пр. 1388 «Баклан» и дальнейшие варианты его развития создавались нижегородским КБ «Вымпел». На основе «Баклана» в прошлом были созданы катера связи 1388Р и 1388НЗ. Последний теперь стал базой для современного торпедолова.

По открытым данным, закладка катеров с заводскими номерами «451» и «452» должна была состояться в ближайшее время – в 2016-17 гг. На строительство и испытания отводилось несколько лет: сдачу запланировали на 2018 и 2019 гг. Впрочем, по неизвестным причинам работы затянулись, и сроки заметно сдвинулись.

9 октября 2019 г. «Сокольская судоверфь» спустила на воду головной торпедолов нового типа – ТЛ-2195. Следующие месяцы ушли на достройку у стенки. В августе 2020 г. катер прошел заводские ходовые испытания на р. Волга, по результатам которых был допущен к последующим мероприятиям.

8 сентября катер при помощи пары буксиров отправился к будущему месту службы. В ближайшие недели ТЛ-2195 должен пройти по внутренним водным путям и прибыть на военно-морскую базу Новороссийск. Там пройдут государственные испытания, а затем ожидается приемка готового катера флотом.


Головной катер перед переходом в Новороссийск

Согласно последним сообщениям, головной ТЛ-2195 сдадут заказчику в следующем году. Второй катер проекта завершит испытания и начнет службу в 2023-м. Таким образом, обе вспомогательные единицы войдут в строй с опозданием в 3-4 года относительно изначальных планов. Впрочем, теперь имеются поводы для оптимизма в виде готовности одного торпедолова.

특별한 작업


Катера пр. 1388НЗТ предназначены для поиска, подъема из воды и транспортировки практических торпед в ходе учебных стрельб. При их разработке учитывался опыт предыдущих проектов линейки «1388», однако применены новые решения и компоненты для получения новых возможностей технического и эксплуатационного характера.

Пр. 1388НЗТ предлагает строительство катера длиной ок. 49 м шириной 9 м и нормальной осадкой 2,6 м. Водоизмещение – более 300 т. Катер имеет традиционные обводы корпуса, обеспечивающие высокие ходовые и маневренные характеристики. На корпусе размещена надстройка с рубкой, жилыми и техническими помещениями. Кормовая часть надстройки отдана под отсек для хранения и транспортировки торпед.

Энергетическая установка катера основана на двух дизельных двигателях китайского производства CHD622V20 мощностью по 3945 л.с. Для повышения маневренности и упрощения удержания на месте при работе с торпедой катер имеет выдвижную винто-рулевую колонку. В носовой части корпуса имеется подруливающее устройство. Максимальная скорость достигает 20 узлов; дальность на полном ходу – 1000 морских миль.

Экипаж катера включает 14 человек. Бытовые условия и запасы продовольствия обеспечивают автономность в 10 суток, что достаточно для участия в учебных мероприятиях. Приняты меры по улучшению условий службы и упрощению работы экипажа за счет современной бортовой аппаратуры и различных систем.

Вооружение на борту отсутствует, но предусмотрен комплекс средств для работы с практическими торпедами. В центре надстройки устанавливается кран, обеспечивающий подъем изделий с воды и перегрузку в торпедный отсек. Кормовая оконечность корпуса, палуба и надстройка позволяют использовать выпускаемую рампу. На бортах надстройки перевозится ручной инструмент для работы с торпедой на воде и при перегрузке.

Торпедные перспективы


Головной катер-торпедолов пр. 1388НЗТ будет проходить государственные испытания в Новороссийске, и ему предстоит нести службу в составе Черноморского флота. Второй вымпел этого типа, по всей видимости, тоже передадут КЧФ. Несмотря на малое количество, такие катера смогут существенно повлиять на состояние вспомогательного флота и внести свой вклад в обеспечение учебных мероприятий.


Катер покидает завод

По известным данным, вспомогательный флот КЧФ сейчас включает три устаревших торпедолова пр. 368 постройки начала семидесятых годов. Также имеется пара более новых катеров типа «Баклан», сданных до начала девяностых. Один из них продолжает службу; второй несколько лет назад был замечен в отстое. Таким образом, учебные стрельбы могут обеспечивать только четыре устаревших морально и физически катера.

Получив всего два новых катера пр. 1388НЗТ, Черноморский флот в полтора раза увеличит свои «торпедоловные силы». Это упростит организацию и проведение учебных стрельб, а также позволит постепенно списать наиболее старые катера с вырабатываемым ресурсом. Кроме того, катера с современным оснащением способны более эффективно выполнять поставленные задачи.

В составе КЧФ имеется достаточно большое количество кораблей и подлодок с торпедным вооружением, в т.ч. боевые единицы новой постройки. Они должны регулярно выходить на морские полигоны и отрабатывать применение оружия, включая торпеды. Рост подобной активности флота предъявляет повышенные требования к вспомогательным судам – и торпедоловы не являются исключением. Два новых катера смогут дополнить, а затем и заменить более старые вымпелы, причем с ростом основных характеристик и возможностей.

В масштабах всего флота


Согласно открытым данным, у ВМФ России имеется не более 10-13 катеров-торпедоловов, причем часть их выведена в резерв или в отстой. Крупнейшей «эскадрой» располагает Черноморский флот – 4 ед. Более скромные группировки у Балтийского и Тихоокеанского флотов – по 2 ед. в строю. КБФ эксплуатирует один катер пр. 368 и один более новый пр. 1388; на Тихом океане служат только «Бакланы». У Северного флота был только один торпедолов пр. 1388, но его состояние и перспективы неясны.

Таким образом, не только Черноморский флот нуждается в обновлении группировки вспомогательных судов. Торпедоловы в тех или иных количествах нужны всем флотам. Без решения этого вопроса ВМФ в будущем может столкнуться с очевидными проблемами. Отсутствие необходимых катеров обеспечения не позволит осуществлять полноценную учебно-боевую подготовку и, соответственно, реализовывать весь потенциал продолжающейся модернизации и перевооружения флота.

К настоящему времени начато строительство новых торпедоловов пр. 1388НЗТ, и первый из них в следующем году начнет службу. В 2023 г. Черноморский флот получит еще один подобный катер. Как будет идти развитие вспомогательных флотов других объединений – неизвестно. Весьма вероятно, что в ближайшие годы появятся новые заказы на строительство следующих катеров.

Таким образом, не самое заметное событие на небольшой верфи в Нижегородской области на самом деле имеет большое значение для развития ВМФ. В последние годы принимаются меры по обновлению вспомогательного флота, и новым шагом в этом направлении становится строительство катеров-торпедоловов – небольших и малоизвестных, но важных.
저자 :
사용한 사진 :
АО "Сокольская судоверфь" / soksud.ru, Bmpd.livejournal.com
10 댓글
정보
독자 여러분, 출판물에 대한 의견을 남기려면 등록하십시오.

зже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 10 9 월 2020 18 : 16 새로운
    +8
    Энергетическая установка катера основана на двух дизельных двигателях 중국말 производства CHD622V20 мощностью по 3945 л.с.
    빌레이 Как бы вопрос...
    1. 외국인
      외국인 10 9 월 2020 18 : 18 새로운
      +7
      Это даже не вопрос, это импортозамещение....
    2. 시릴 G ...
      시릴 G ... 10 9 월 2020 18 : 25 새로운
      +7
      Какой еще вопрос? Дизеля?
      Так уже объяснял позавчера - на этом проекте должна стоять звезды М-504. В силу ряда обстоятельств Звезда перегружена в хлам строит агрегаты М-507 для пр.22800. Каковых надо поставить всего 54 штуки... Нарисовался кризис в результате чего...
      Потому для судна вспомогательного флота, а торпедолов именно таковым и является - приобрели уже печально известные по последним пр.21631 и 22460 китайские МТУ
      1. donavi49
        donavi49 10 9 월 2020 19 : 33 새로운
        +5
        Ну это заменители МТУ, а у них самих от МТУ как раз ничего, они скорее копировали с того, что выпускали по лицензии:
        Двигатели по лицензии германской компании Deutz-MWM, а с 2007 года - также двигатели по лицензии MAN B&W Diesel AG. Тем не менее, двигатель CHD622V20, сертифицированный в конце 2013 года, заявляется как полностью собственная разработка NHD, с полными правами интеллектуальной собственности.
  2. 바이러스 백신
    바이러스 백신 10 9 월 2020 18 : 24 새로운
    +2
    опять мимо авианосцев -какая радость......
    или прелесть?
  3. 모모
    모모 토바 10 9 월 2020 19 : 32 새로운
    +1
    Экипаж 14 человек не мало? Я понимаю, что проектировщики не дураки, но как-то странно.
    1. 서브 텍스트
      서브 텍스트 10 9 월 2020 20 : 00 새로운
      +1
      У РТП кличка "маленький-быстренький", воспоминания о выходах на всю жизнь ...
      14 человек, для подводников, которые будут снабжать их, вечно голодных, продуктами и пр., не мало.
      Не накормишь, не напоишь, могут торпеду не найти и не выловить.
      1. 모모
        모모 토바 11 9 월 2020 07 : 02 새로운
        0
        20 узлов - не так уж и быстро 눈짓
        Т.е. специально обученных людей по вытаскиванию торпеды нет? Подвахтенные этим занимаются?
  4. 가솔린 커터
    가솔린 커터 13 9 월 2020 19 : 42 새로운
    0
    Фига себе катер на триста тонн измещением!..
    Катер- это "Сарган" для нужд Росгвардии...
  5. 우울한 회의론자
    우울한 회의론자 15 9 월 2020 13 : 12 새로운
    0
    Следующим этапом надо строить ракелоловы, а затем снарядоловы и тогда экономия будет экономной!!!